02.10.2018.
Газета «МК-Латвия», Фото с сайта: www.reriga.lv
Юлия Степаненко
Самое отвратительное, что сделал 12 -ый Сейм, помимо реформирования школ — окончательно и бесповоротно закрыл Рижский цирк. При чём сделано это было трусливо, прикрываясь эмоциональными аргументами о защите диких животных и слащавыми речами о победе цивилизации над дикостью. Цирковое искусство может нравиться, может не нравиться, но запрещать что-либо только потому, что такой вид искусства якобы устарел — это дикость!
Рижский цирк — старейший цирк в Европе — насчитывал 130 лет существования. Я говорю «насчитывал» потому, что всё, что от него осталось — это старый купол и детские воспоминания. Поменялся даже символ цирка. Вместо привычных лошадок — просто красный купол.
Спустя год после позорных событий с принятием Закона о защите животных, Рижский цирк больше не радует детей привычными номерами, даже без диких зверей, и даже без зверей вовсе. Вместо этого зрителям предлагаются совершенно другие представления, именуемые «современным цирком». Они далеки от привычных всеми цирковых программ и, не будем судить искусство, но их перфоманс может быть не каждому понятен. Ну а детям — тем более.
К сожалению, я оказалась права, защищая традиционный цирк в комиссии Сейма по народному хозяйству и мои слова летом 2017 года, к сожалению, оказались пророческими. Я сказала, что на самом деле всё закончится полной гибелью циркового искусства, так как в Рижском цирке не останется ни одного представления с животными. Не останется даже ни одного тараканчика. Придёт на смену современный цирк, который через некоторое время станет нерентабельным и потом со зданием цирка можно будет делать всё, что заблагорассудится.
«Удачно» избавившись от долголетнего директора цирка Лолиты Липинской, Минкульт Латвии назначил на должность директора человека, не способного в интервью назвать ни один цирковой термин. Понятно, что ждать нам осталось недолго — скоро узнаем, для чего на самом деле предназначалось облюбованное здание в центре Риги.
Заметив унылое состояние Рижского цирка, государство поступило не как заботливый хозяин, а как циничный хищник: мол Рижский Цирк и так загибается из-за обветшалого здания, а давайте его и вовсе прикончим! Вот и начались пикеты и петиции так называемых «защитников зверей», требующих немедленно прекратить мучения животных.
Время выпало очень удачное для такой тёмной работы — предстоящие выборы в самоуправления. Многие депутаты Сейма, которые стали кандидатами на выборы, ходили как по струнке, демонстрируя невероятную отзывчивость и искали любой повод выступить с какой-нибудь идеей, наполненной популизмом. Нападение на цирк начали два министерства, методично подкрадываясь каждый со своей стороны: Минкульт и Министерство земледелия. И так на стол депутатов лёг законопроект о запрете диких животных в цирке. Минкульт аргументировал запрет тем, что следует развивать вкус к современному искусству, а традиционный цирк — это пережиток советского прошлого. В свою очередь министерство земледелия высказалось о том, что по их сведениям у диких животных другие инстинкты и на самом деле дрессировке они не поддаются. И, так как этих аргументов было недостаточно, из-за угла подоспели шумные и креативные «защитники животных».
Вот вам отличная стратегия убийства любого хорошего дела: предвыборный период, мнимый повод и шумная поддержка митингующих. Плюс — агрессивное, выходящее за любые рамки приличия, нападение на любого, кто осмелился возразить.
Я очень люблю цирк, люблю, когда дети радуются и удивляются совместной игре человека и животного. Я ни разу не видела в цирке ничего плохого, хотя и слышала, что по интернету гуляют видео с жестокими дрессировщиками в других странах. Да, сеть полна жестоких видео и про живодёров и про нянь, избивающих детей, и про дураков на дорогах, но на основе этого мы не запрещаем детсады и не заставляем людей ходить пешком.
Просто для каждой ситуации должны быть свои правила. И для содержания зверей необходимо было чёткое описание — райдер для каждого льва или медведя. Сделать требования такими же строгими, как в Германии, где цирковое искусство процветает, благодаря заботливому контролю государства. Я предлагала свои поправки как на второе, так и на третье чтение, искренне надеясь на то, что у меня всё получится — заступиться за тех, на чьей стороне был только здравый смысл.
Я готова была выдержать насмешливые взгляды «защитников животных», анонимные угрозы в соцсетях и окрики пикетирующих барабанщиков. Я знала, что должна заступиться за цирковых, за людей, которые не мыслят жизнь без циркового волшебства. Мои дети радовались их выступлениям в Рижском цирке каждый год. Повернуться к этим замечательным людям спиной — было бы откровенным свинством. К тому же — я просто не могла поверить в то, что можно просто вот так прийти и убить цирк. Одним хлопком. Ведь есть столько аргументов против его ликвидации. К сожалению, кроме меня больше никто не осмелился выступить с поправкой. И если на комиссии Сейма и в личных разговорах депутаты разделяли моё мнение, то на пленарном заседании, пройдя через агрессивную толпу протестующих, они внезапно менялись во мнении, прятали глаза и убегали в туалет во время голосования. А то и вовсе голосовали в разрез со своими словами, мотивируя это тяжелым предвыборным временем.
Что только не делали мы с цирковыми, кого только не звали на помощь, пытаясь достучаться до разума депутатов. В защиту цирка выступили мировые звёзды и общественные организации, даже Украинский цирк просил депутатов не убивать искусство, а просто упорядочить правила содержания зверей. На комиссии Сейма просили слово многие художники — из Москвы в Латвию ради этого даже приехала народная артистка России Таисия Корнилова, виртуозный фокусник, призёр нескольких международных конкурсов Сергей Ступаков, известный по своим выступлениям как мистер Фокс, замечательная ведущая и организатор праздников Елена Пальчевская.
Я скажу вам честно. Мне было очень стыдно перед этими замечательными, талантливыми людьми, которые просто просили не отнимать их любимую работу. Мне было стыдно за политиков. Потому, что когда искусство уже приходится спасать самим художникам, умоляя не рушить созданное годами, это значит — власть повернулась к ним пятой точкой и уже просто ничего не желает слышать.
Я защищала поправки и на примере приглашённых великих артистов, объясняла депутатам, что артисты обожают своих подопечных зверей и птиц как родных детей, что это звери и птицы получают максимум заботы и ласки, они рождены в неволе и всё равно никогда не смогут жить на свободе. Вы знаете, какой аргумент я услышала от защитников животных? — Пусть тогда лучше умрут, но не будут жить в неволе! Вот kак! — Хорошо, давайте заставим министерство написать список тех зверей, которых можно дрессировать! Моё предложение опять было поддержано и опять — ровно до заседания Сейма! Окончательное третье чтение заставило ликовать «защитников животных» — победу одержали они, запугав остальных депутатов барабанной дробью и нападениями в соцсетях.
Не помогло и письмо президенту, письмо от Сергея Ступакова, который просил не запрещать ему показывать публике его великолепных горлиц и попугаев, которые даже дома не живут в клетке. Но все было тщетно. И сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда, например, страуса и оленя нельзя дрессировать, но делать из них колбасу в своём хозяйстве — можно.
Как только закон вступил в силу, все цирковые, выступающие с гастролями в Латвии, были объявлены вне закона. Из Латвии летом 2017 года как преступников выдворили мировых артистов, семью Педерсенов, работающих с морскими львами. Выдворили с позором, угрожая отнять их подопечных.
Цирковое искусство, всеми усилиями поддерживаемое «мамой» Рижского цирка Лолитой Липинской, теперь живёт только в передвижных фургончиках и кочующем цирке шапито с домашними животными. Дети не теряют надежду сами увидеть чудо и постичь навыки циркового искусства. Может быть, когда-нибудь. .. цирк вернётся домой. К себе. А пока — он жертва. Жертва трусости и глупости политиков.