К Закону об образовании приняты поправки о нравственном воспитании детей. Депутат Сейма и мама четырех детей – о том, как ей удалось победить Карлиса и Карлину.
Кто такая депутат Юлия Степаненко, рискнувшая предложить Сейму поправки о нравственном воспитании детей в Латвии, которые вызвали столько споров? Высшее юридическое образование она получила в Латвийском университете. Затем работала в департаменте сообщений Рижской думы, была юристом на Latvijas finieris, а после сдачи соответствующего экзамена несколько лет назад — стала присяжным адвокатом. Теперь она еще и парламентарий, и пользуется своим новым положением, чтобы продвигать важные для нее, женщины и матери, идеи.
Трудный путь одной поправки
— Многие жители Латвии знают, что депутаты Сейма несколько месяцев спорили о предложенных вами поправках к Закону об образованию. Скорее расскажите, что так возмущало ваших коллег?
— Свои поправки, в которых говорилось о необходимости нравственного воспитания, я предложила еще в декабре прошлого года. Хотела, чтобы родители, посылая своего ребенка в школу, были уверены в том, что учителя, рассказывая детям о взаимоотношениях, будут опираться на традиционные ценности – такие, как брак и семья. Вы же помните, как недовольны были многие родители, когда на уроках нашим детям показывали брошюры, рассказывающие в том числе и об однополых отношениях, контрацепции и т.п! Знаете, я могу написать даже небольшой рассказ о том, какой путь прошла моя поправка! Несколько раз ее оценивали в юридическом бюро Сейма. Ее взвешивало, оценивало и обсуждало немало людей, они давали свои советы, критиковали. Но все к лучшему – в результате мои предложения попали к депутатам парламента в лучшем виде.
— Кто-то скажет, что вы напрасно подняли панику. Мол, брошюры об однополой любви рассчитаны на взрослых 18-летних ребят!
— В том-то все и дело. Сейчас ознакомиться с различными видами сексуальных отношений и темой сексуальной индустрии предлагали детям 7-8-х классов. Жалобы поступили от родителей восьмиклассников. Проблема в том, что Государственная служба по контролю за качеством образования также получала жалобы, но не реагировала. Содержание брошюр оценивалось в соответствии с образовательной программой, в которой действительно присутствует тема контрацепции. Теперь же государственной структуре придется оценивать нравственный аспект и реагировать на сигналы от родителей.
— Тогда что плохого в том, что дети узнают, что например, безответственно вступать в интимные отношения, это, как минимум, небезопасно? Или буклеты вводят школьников в заблуждение, содержат фактические ошибки?
— Нет, не вводят. Однако сейчас смысловая нагрузка данных материалов культивирует поверхностные отношения между людьми, приучает детей к потребительскому отношению. Возьмем раскрытие темы контрацепции. В брошюрах предупреждают только о возможных болезнях, но не говорят о том, как далее строить жизнь подросткам, если девушка забеременела. Хотя нет, они сообщают об аварийной контрацепции, не предупреждая, какой вред та может нанести еще неокрепшему организму девушки. Ну и, конечно, куда сегодня без рассказов о «нормальности» однополых отношений.
Семья – пережиток прошлого?
— Почему вообще в наших детских садах и школах появились эти книжки о Карлисе с Карлиной, Пиратах-принцессах и Пеппи-принцах?
— На Западе волна разрушения семьи началась еще в 70-х годах прошлого века, а до нашего традиционного общества докатилась совсем недавно. Государству гораздо важнее традиционные семьи, поскольку именно в них появляются будущие налогоплательщики, защитники, врачи, строители, учителя. Словом, происходит воспроизводство общества. На Западе такая модель уже не нужна. Отдельный индивид гораздо удобнее. Обратите внимание на восточные семьи. Там всегда много детей, существует крепкая связь поколений, общество сплоченное, внуки помогают дедушкам и прадедушкам. На Западе же человека стараются вырвать из семьи. Не зря же там появилась поговорка: будь добр к своим детям, им потом выбирать тебе дом престарелых. Я убеждена, семья не так плоха, чтобы от нее отказываться и нырять с головой на поиски других форм организации общества. Однако эти поиски нам навязывают извне.
— И все-таки вы узнавали, как такие брошюры попали к нашим детям?
— Хороший вопрос. По роду своей деятельности я ознакомилась с некоторыми материалами, одобренными Государственным центром содержания образования. Учителю предлагалось ознакомиться с данными материалами и донести их до учеников. В школы приглашали в том числе сотрудников неправительственной организации Papardes zieds («Цветок папоротника»). Все проходило при содействии государственного центра! Очевидно, в Министерстве образования есть люди, лоббирующие подобные инициативы. Кроме того, организации, подобные «Цветку папоротника», получают на реализацию таких проектов деньги. Не удивительно, что вокруг моих невинных поправок разразились такие бури, когда в апреле они проходили второе чтение в Сейме. Причем мои предложения о запрете использования в учебном процессе литературы, которая может повредить нравственному воспитанию детей, соответствуют Латвийской конституции. В нашей Сатверсме четко сказано, что такое брак и семья. Но заработала настоящая машина пропаганды против поправок и меня лично. В гонения включились некоторые журналисты и политики, традиционно притянули вездесущую «руку Москвы» и пропаганду. Таким образом, через СМИ предпринимались попытки надавить на депутатов Сейма и заставить их голосовать против поправок. Но надо сказать, мои коллеги по Сейму – народ образованный и анализирующий. Даже Национальное объединение не поддалось общему искусственно культивируемому настроению и превратилось в союзников в борьбе за принятие поправок.
Общая победа
— Вы представляете в Сейме оппозицию. Считается, что таким депутатам сложно продвигать свои поправки. Это правда?
— Полгода я стучалась в сердца всех депутатов, стараясь разъяснить риски пробела в Законе об образовании. Большинство пребывало в полной уверенности, что в школах все происходит с учетом Сатверсме и оговоренными в ней традиционными ценностями. Считалось, что психологический спам не коснется наших детей, раз уж «первую ласточку» — книгу о Карлисе с Карлиной, в свое время подвергли жесткой критике как сами родители и общественные организации, так и 36 депутатов Сейма. Но подумайте только, еще в октябре прошлого года, упомянутый мною выше литературный, так сказать, труд, чиновник Государственного центра содержания образования называл «удачным опытом по внедрению равноправия полов, которым Латвия может гордиться»!.. Скажу так, голосование за поправки в третьем чтении проходило не из партийных соображений. Мне удалось убедить большинство депутатов коалиции, что поправки о нравственном воспитании касаются всех детей без исключения. Нам удалось подняться над партийной идеологией и после голосования в третьем чтении мы поздравили друг друга. Это наша общая победа.
— Значит, такие провокационные буклеты больше не появятся в классах?
— Они не должны появляться в школах. Кстати, представитель Центра по контролю за качеством образования на парламентской комиссии говорил, будто получено только четыре жалобы на слишком «смелые» учебные материалы. По факту провели проверку. В одном случае материал запретили, во втором — информация не подтвердилась, а два других дела еще на рассмотрении. Таким образом, чиновник заявил о надуманности проблемы. Но оказалось, что родители просто не знают о происходящем в школах в рамках образовательного процесса, не подозревают, что школы становятся полигоном для обкатки новых либеральных идей. Но когда поднялась волна, количество жалоб в центр резко возросло. Мамы и папы стали задавать вопросы своим детям, кто и чему их учит в школе. Видимо, ответы им не понравились.
Поправки Юлии Степаненко
Статья 10.1. Закона об образовании
Образование и нравственность
1. Образовательная система обеспечивает нравственное воспитание обучаемого, что соответствует ценностям, включенным и защищаемым в Конституции Латвийской республики, особенно таких как брак и семья.
2. Образовательное учреждение, кроме ВУЗов, защищает обучаемых от такой информации и методов в процессе образования и воспитания, которые не соответствуют целям данного закона, включающего обеспечение нравственного развития обучаемого.
(…)
ст. 14 п. 41
(Кабинет министров) определяет порядок того, как оценивается информация, в том числе учебные средства и материалы, а также соответствие методов обучения и воспитания, включенных в цели данного закона в отношении обеспечения нравственного развития обучаемого, а также критерии оценки.
(…)
Дополнение к ст. 31 ч. 3 п. 5.1.
(Совет образовательного учреждения) принимает решение об использовании методов и информации в процессе воспитания и обучения, в том числе- соответствие средств и материалов обучения, включенных в цели данного закона в отношении обеспечения нравственного развития обучаемого, а также основы нравственного воспитания.
Платишь за кружок? Собирай чеки!
— Ваши поправки о нравственном воспитании единственные, принятые к Закону об образовании на прошлой неделе?
— Нет, есть и другие новости для мам и пап. Если семья платит за лицензированные кружки по интересам, секции, которые посещают дети, то с 2016 года подобные расходы считаются оправданными. Мама или папа, собирая чеки, могут обратиться в СГД за налоговым перерасчетом и возвратом части таких расходов. Кроме того, находятся на рассмотрении предложенные мною поправки к Закону о рынке электроэнергии. Я предлагаю расширить круг льготников и кроме многодетных семей и малообеспеченных включить в него семьи с ребенком-инвалидом. В первом чтении поправку одобрили, и я не потеряла надежду на принятие их во втором чтении уже летом этого года. Программа максимум — добиться скидки также инвалидам I и II группы. Разумеется, данное предложение подвергается острой критике со стороны Минфина и некоторых депутатов от «Единства». Только вот позаботиться о самых незащищенных членах общества и оградить их от роста цен на электроэнергию – это указание Евросоюза.
Политика заразна
— Юлия, зачем молодой хрупкой женщине, маме четверых ребятишек, идти в политику?
— Я ею заразилась от мужа (супруг Юлии — Вячеслав Степаненко, глава Комитета по делам жилья и среды Рижской думы – прим. авт.), который в политике уже 13 лет. Слава дома не молчит. Делится своими соображениями, переживаниями. Мы с ним обсуждаем процессы, происходящие в государстве, у меня всегда есть мнение, и я его стараюсь высказать, отстоять. К тому же по образованию я — юрист. Работала в адвокатуре и законодательный процесс мне очень интересен. Кроме того, мой статус мамы так же повлиял на решение пойти в политику. Я обеспокоена попытками сексуализации детей в школах и по мере сил хочу этому противостоять. На середине пути моих поправок даже консультант заметила: вы же помните, ради чего вы пришли в Сейм, и если не добьетесь своего, то зачем приходили?
Самое главное – общие интересы
— Вы выглядите молодо, учитывая ваш статус многодетной мамы. Давно ли знакомы с мужем?
— Мы познакомились 18 лет назад, когда оба учились на первом курсе. Первые полгода Славе приходилось довольно трудно, он ведь из русской школы. Ему просто было не до свиданий. Но он справился. Даже получал повышенную стипендию, кажется, 13 латов. Но на втором семестре он обратил на меня внимание. На наше первое свидание мы отправились, прогуляв пару по информатике. Накануне я прочитала статью о замурованных монахах в одной из церквей Старой Риги и хотела Славе их показать и рассказать. Оказалось, он прекрасно знал эту историю. Фактически, с этой прогулки и начались наши отношения.
— Но ведь не политика вас связала?
— Нет! Хотя, когда Слава пошел в политику, я испытывала некоторые опасения. Как политики ведут себя дома? Как его деятельность повлияет на нашу семейную жизнь? На деле же оказалось очень интересно. Кроме того, у нас общее хобби — краеведение. Когда мы отправляемся в путешествие, то сначала полностью погружаемся в историю места, стараемся узнать о нем все досконально. К примеру, о «Титанике» мы прочитали и просмотрели все, что только возможно, обсудили все версии его гибели. И точно так же поступаем в поездках.
— Самое важное для крепкой семьи?
— Общие интересы. Если таких нет, то их следует найти. Порой мы с мужем так погружаемся в обсуждение какой-то темы, что детям приходится возвращать нас в семейные реалии. Очень любим вместе смотреть кино.
— Многие родители сетуют на нехватку времени. Когда вы все успеваете — работать, уделять время мужу и стольким детям?
— Слава считает, что у нас не УЖЕ, а ВСЕГО четверо детей. Но если серьезно, конечно, обязанностей у меня много. Каждого надо успеть приласкать, пожалеть, выслушать, посоветовать, позаботиться о его интересах, отвезти на занятия. Но такой напряженный график в какой-то мере пошел на пользу. Я чувствую, что наша семья становится сплоченной командой. Надеюсь, наши дети пойдут по жизни вместе, будут друг друга поддерживать, оставаться вместе, что бы не случилось. Слава со своей стороны всегда старается порадовать детей поездками, показать что-то новое, концентрировано провести с ними время. На Лиго все вместе съездили в Таллин: побывали в зоопарке, музеях. Кстати, в центре эстонской столицы Eesti energia построила познавательный музей. Очень рекомендую! Опять же из-за нехватки времени я с детьми провожу время более качественно. Например, играю в куклы с девочками, хотя раньше этого не делала, смотрю, как рисует младший, дурачусь с ним. Время, проведенное с детьми, стало более ценным.
— Кстати, кто из вас, родителей-политиков, ходит на родительские собрания?
— По очереди. Дополнительно Слава состоит в школьном совете, том самом, который будет решать о нравственном содержании книжек и буклетов, приходящих в школу. А старший сын, пользуясь служебным положением, водил экскурсии в Думу и Сейм.
— Какой совет дадите родителям, сетующим на занятость?
— Отказаться от facebook-odnoklassniki-draugiem.lv (социальные сети — прим. авт.). Знаете, есть такой современный анекдот. Женщина провела генеральную уборку, перестирала все вещи, наготовила на всю семью и села вязать носок. А все потому, что отключили интернет. Хорошим подспорьем для нас является моя мама (учитель математики) и сестра, нянечки меняют друг друга время от времени. Кроме того, огромное спасибо соседям. Мы живем в большом доме, и у нас существует соседский подряд. Мы по очереди развозим детей по школам-кружкам. Из личного опыта — лучше вставать пораньше, привести себя в порядок, настроиться на работу и уже тогда собирать детей. Сама встаю в пять утра и все успеваю. Достаточно расставить приоритеты.
— Но ведь важно не только побыть с детьми?
— Да, сегодня этого недостаточно. Важно беречь свою семью, отношения друг с другом от агрессивного внешнего воздействия. Обратите внимание, людям сегодня интереснее читать и узнавать о чужих ссорах, разводах, скандалах. Мы стараемся объяснять старшему, где правда, а где навязанное кем-то мнение. Учим его анализировать причины и следствия тех или иных событий. Тем меньше ему навешают лапши на уши в жизни. Всем этим должен заниматься каждый родитель. Другое дело, сами взрослые ленятся анализировать. Им легче принять чужое готовое мнение, хотя мыслительный процесс на самом деле очень интересный, но большинство просто ленится. Для многих достаточно прочитать заголовки и на их основе составить готовое мнение. Но такое отношение — поверхностное, клиповое мышление, которое навязывается нам извне. Таким стадом легче управлять. Если человек не понимает и даже не задумывается, почему он думает и действует так, а не иначе, значит, он управляем. Сегодня нравственные ориентиры стираются и часть общего тренда – разделить традиционное общество на отдельных индивидов, желательно плохо образованных, не способных проследить причинно-следственные связи. Такому человеку легче всего навязать из того же телевизора мнение о том, кто плохой и кто хороший. Казалось бы, ничего дурного в термине «равноправие полов» нет. Но либеральной частью общества стираются социальные роли мужчин и женщин, ценность мужчины, как опоры, стержня семьи нивелируется. Я не хочу, чтобы наши дети становились такими.
— Это и есть элементы нравственного воспитания семьи Степаненко?
— Да, именно так. Помните, историю о венике, который старый отец предложил поломать своим сыновьям? Пока все прутья вместе, никто не сможет их переломить. Так же происходит и в хорошей семье.
Олег КОЖИН,
[email protected]