В последнее десятилетие экономическая ситуация в нашей стране и возможности свободно перемещаться, а также жить и работать почти в любой Европейской стране, позволили многим нашим гражданам начать новую жизнь, оставив на родине все надежды и захватив с собой детей – строители, «айтишники», парикмахеры и другие специалисты отправились на заработки. Самые популярные страны – Англия, Ирландия, Германия, Норвегия.
Если нашим согражданам изучить местные законы о трудоустройстве, общественному порядку и налогам удается довольно легко, то незнание правил воспитания детей, традиций и обычаев порой может обернуться для них роковым сюрпризом. Помимо всего, есть мнение о том, что местные службы обращают внимание на «наших» гораздо чаще, чем на местных родителей. В случае любого сомнения со стороны служб опеки вмешательство в семью происходит мгновенно, жёстко и беспристрастно.
Пугает то, что разлучение ребёнка с матерью происходит при любых сомнениях и для выяснения обстоятельств ребёнка в тот же день помещают с совершенно чужую семью. Причиной вынужденной разлуки может стать синяк, царапина, обнаруженная нянечкой или учителем, «потенциальный эмоциональный вред, который мать может причинить в будущем», а также любые другие обстоятельства, которые для служб опеки могут показаться подозрительными. Дальше начинается судебный процесс, в котором рассматривается всё по существу, а также иногда оценивается возможность отобрать ребёнка навсегда, если мать не сочтут достаточно хорошей для воспитания своего ребёнка. Если по какой-то причине (например, плохо налаженное сотрудничество между службами Латвии и страны, где ребёнок находится) не удаётся выиграть судебный процесс, всё может закончится плачевно – ребёнка с родителями разлучат навсегда. Звучит нереально, учитывая, что живые и неравнодушные родители на каждом судебном процессе бьются до последнего за право быть со своим родным ребёнком.
Каждый год более двадцати латвийских детей насильно разлучаются с семьями заграницей. В этом году Латвия навсегда потеряла свою маленькую гражданку Катю, но на очереди стоят ещё как минимум восемь детишек с живыми, здоровыми и абсолютно адекватными мамами.
К кому может обратиться мама, которую постигло такое страшное несчастье? Разумеется, в данном случае помощь должна исходить от государства – консульство в сотрудничестве с министерством юстиции должно вмешаться в процесс и следить за тем, чтобы не нарушались права наших граждан. К сожалению, Латвийскую сторону не всегда спешат оповестить о произошедшем, а это – прямое и серьёзное нарушение Венской Конвенции о Дипломатических сношениях. Ведь время в таких процессах – на вес золота, на вес детской слезы от разлуки с матерью. Нарушение данной конвенции стало роковым для маленькой Кати – это первое дело, в котором Великобритания сама признала своё нарушение, извинилась, но это никак не повлияло на ход дела – ведь девочка, по словам психолога, уже давно привыкла к новым родителям и связь с прошлым её может только травмировать.
К депутатам Сейма не раз обращались за помощью родители, которые сражаются за своих детей. К сожалению, мы с коллегами пришли к выводу, что Латвия не может повлиять на правила и законы другой страны, и гражданство Латвии не является ключевым в вопросах опеки. Согласно Конвенции, латвийское гражданство ребенка обязывает страну, имеющую претензии к родителям, заявлять Латвии немедленно о любых мерах, принятых относительно ребёнка.
К сожалению, некоторые страны, в том числе и Великобритания, систематически нарушает Конвенцию, что может привести к новым трагедиям. Общественность, следя за примерами Словакии и Чехии, которые демонстрируют яркий пример борьбы за своих детей, неоднократно взывало к нашему Министерству иностранных дел, президенту и премьеру – вмешаться в этот процесс политически. Ведь словацких мальчиков спасла дипломатическая нота. Петиции, письма, даже концерт в поддержку Латвийских детей, организованный родителями осенью в Верманском парке, поменяло общественное мнение в пользу несчастных родителей и, безусловно, затронуло струнки во многих сердцах. Тем не менее, дипломатической ноты мы так и не дождались и решили действовать своими силами.
Депутаты решили – надо создать декларацию, которая как дипломатическая нота напомнит всем странам о нашей обязанности – защищать наших граждан. Напомнит о международных обязательствах, которые следует выполнять, а также напомнит нашему правительству о том, что оно должно делать всё необходимое для того, чтобы защитить права наших граждан и бороться за то, чтобы дела по вопросам опеки были бы перенесены для рассмотрения в Латвию.
28 января 2016 года, после длительной работы и споров в комиссии, Сейм принял Декларацию о защите наших детей заграницей. В своей речи с трибуны Сейма я сказала следующее: «Данная декларация создана как инструмент закрепления политической воли – защищать наших граждан. Вместо МИДа это сделал Сейм и дал задание Кабинету Министров выполнить данную декларацию. Учитывая тот факт, что нарушения Венской конвенции – немедленно сообщать Латвии об изъятии наших детей из семьи и сотрудничать с нашими службами – до сих пор продолжаются и уже в этом году был зафиксирован новый случай, проблема до сих пор актуальна.
Любому разумному человеку понятно, что родная семья является лучшим местом для ребенка. И так же понятно, как ужасно ребенок переживает вынужденную разлуку с родными. К сожалению, на практике часто оказывается, что понятие “наилучшие интересы ребенка” разворачивает механизм защиты детей против самих же детей и родной, любящей семьи ребёнка. В один миг уже совсем чужой человек – социальный работник вдруг знает, как будет лучше для вашего ребёнка.
Теперь становится совершенно ясно, что в Латвии отсутствует единая политика защиты прав детей за рубежом. Молчанием в судах и скромными письмами мы ничего не добьёмся. Существует явная необходимость в дипломатической, но твердой позиции по этому вопросу. Я призываю коллег следить за исполнением настоящей Декларации, и работать над четким и стабильным механизмом помощи нашим согражданам.
Декларация станет первым международным документом, в котором Латвия подчеркивает свои права и обязанности по защите детей заграницей и призывает другие страны соблюдать интересы Латвии и международное законодательство относительно наших граждан.
Я хотела бы поблагодарить коллег за их вклад в создании декларации, я хотела бы также поблагодарить министерства, сотрудников консульств и тех послов, которые добросовестно выполняют свои обязанности по защите интересов наших граждан. Я считаю, что нам не стоит бояться заявлять о своих правах…»
Моя речь:
Данная декларация создана как инструмент закрепления политической воли – защищать наших граждан. Вместо МиДа это сделал Сейм и дал задание Кабинету Министров выполнить данную декларацию. Учитывая тот факт, что нарушения Венской конвенции – немедленно сообщать Латвии об изъятии наших детей из семьи и сотрудничать с нашими службами – до сих пор продолжаются и уже в этом году был зафиксирован новый случай, проблема до сих пор актуальна.
Любому разумному человеку понятно, что родная семья является лучшим местом для ребенка. Так же понятно и то, как ужасно ребенок переживает вынужденную разлуку с родными. К сожалению, на практике часто оказывается, что понятие «наилучшие интересы ребенка» разворачивает механизм защиты детей против самих же детей и родной, любящей семьи ребёнка. В один миг уже совсем чужой человек — социальный работник вдруг знает, как будет лучше для вашего ребёнка.
Вы ошибаетесь, уважаемые коллеги, считая, что детей отнимают только у «безнадёжных» родителей. Кроме того, вы ошибаетесь, когда начинаете оценивать личность родителя и его действия в процессе. Никогда не делайте этого. Потому что ребенок — не чемодан, который теряют по рассеянности, ребенок не медаль, которую могут отнять за провинность. Ребенок имеет свои права на жизнь с родными, он хочет вернуться в семью. В этих ситуациях, я призываю в первую очередь думать о ребенке, а не зацикливаться на том, что родитель сделал не так. Почему мы доверяем решать наши судьбы кому-то ещё? Мы должны оценивать каждый такой случай с учетом потенциально высокой погрешности, которую допускают те же работники социальных служб. Поражает услышанное от некой работницы социальной службы в Лондоне: «Лучше мы разрушим десять нормальных семей, но спасём одного ребёнка от опасности, чем не сделаем ничего». Какой ценой!
Иллюстрация чудовищной погрешности- дело Кариссы Кокс и Ричарда Картера. Они были арестованы из-за проблем со здоровьем их 6-недельного малыша. Через 3 года борьбы суд признал невиновность родителей – у малыша была редкая болезнь, вызывающая кровотечения. Эта судебная ошибка стоила родителям самого дорогого – ребёнок безвозвратно усыновлён. Звучит немыслимо, но это так.
Другой вопиющий пример несправедливости уже исторический — Австралия, страна проводила политику изъятия детей у одиноких, малоимущих и незамужних матерей и помещения детей в приёмные семьи, мотивируя это как раз «лучшими интересами ребёнка». Эта чудовищная практика проводилась с конца Второй Мировой Войны плоть до 70-ых годов. В результате пострадали тысячи детей. Всего несколько лет назад, австралийский премьер-министр Джулия Гиллард от имени государства признал эту ужасную ошибку и в парламент торжественно извинилась от имени государства перед жертвами «защиты детей».
Возвращаясь к Великобритании — 95% из почти 5000 усыновлений в год являются принудительными. Что это значит? Это означает, что ребенка в один прекрасный день насильно забирают незнакомые люди, помещают его в чужую семью, пока родители отчаянно борются за право вернуть или хотя бы увидеть свою кровиночку.
Не зная своих прав, в условиях стресса родители часто вынуждены подписывать различные документы, в том числе и те, которые юридически означают — отказ от ребенка. Во время коротких свиданий с ребёнком, родители находятся под постоянным наблюдением, общаться с ребёнком разрешено только на понятном сотрудникам языке. Через такие испытания сейчас проходит ряд наших граждан. Мне лично известно о 8 детей, судьбу которых решает сейчас Великобритания.
Я понимаю, что Латвия не разрушила ни одну английскую семью и у нас нет возможности сравнить различные национальные реакции на такие действия, но на мой взгляд, действия Латвии в защиту своей позиции могли бы быть более выразительными.
Есть несколько примеров других стран, в которых высшие должностные лица демонстрируют мужество и решительность, когда дело доходит до маленьких граждан страны. Президент Чехии, который, громко критиковавший норвежские социальные службы, перешёл к действиям: чтобы напомнить об отобранных детях, президент отозвал приглашение на праздник послу Норвегии. Словакия, для того, чтобы спасти двух мальчиков от принудительного усыновления, направило Великобритании дипломатическую ноту с предупреждением об обращении в суд против Великобритании. Мальчиков удалось вернуть домой спустя 920 дней отсутствия.
Некоторые склонны сравнивать наших соотечественников за рубежом, особенно в Великобритании, с беженцами. Вот, мол, Великобритания терпит наших гастарбайтеров и нам надо тоже быть солидарными. Но разве вы слышали хотя бы об одном случае, когда у беженцев отнимали бы детей? Но вы видите, как эти дети едут в Европу в резиновых лодках- счастливы, если удаётся выжить. Ведь спасательные жилеты одевают почему-то только взрослые. Кроме того, около 700 детей в настоящее время в Великобританию пришли беженцами вообще без родителей!
Президент вместе с министром юстиции 11 августа прошлого года торжественно договорились и в дальнейшем предоставлять помощь нашим детям заграницей. Премьер-министр, Страуюма, в сотрудничестве с Министерством юстиции 1 сентября прошлого года создала рабочую группу по защите детей за рубежом. Учитывая все действия наших первых персон, для Латвии продолжать терять детей – позор! И когда дела об изъятии латвийских детей будут переданы в Европейский суд по правам человека, все действия и бездействие наших чиновников будут оценены.
Теперь становится совершенно ясно, что в Латвии отсутствует единая политика защиты прав детей за рубежом. Молчанием в судах и скромными письмами мы ничего не добьёмся. Существует явная необходимость в дипломатической, но твердой позиции по этому вопросу. Я призываю коллег следить за исполнением настоящей Декларации, и работать над четким и стабильным механизмом помощи нашим согражданам.
Декларация станет первым международным документом, в котором Латвия подчеркивает свои права и обязанности по защите детей заграницей и призывает другие страны соблюдать интересы Латвии и международное законодательство относительно наших граждан.
Я хотела бы поблагодарить коллег за их вклад в создании декларации, я хотела бы также поблагодарить министерства, сотрудников консульств и тех послов, которые добросовестно выполняют свои обязанности по защите интересов наших граждан. Я считаю, что нам не стоит бояться заявлять о своих правах.
Обращаюсь к тем, кто сейчас создаёт правительство – кем бы вы ни были и где бы вы ни были, вы должны помнить, что среди всех приоритетов нового правительства, дети – всегда будут приоритетней. Когда закончите делить портфели, прошу ваз немедленно заняться выполнением этого документа! Добросовестно! А мы – проконтролируем!